Павел Павликовский впечатлил критиков своей красивейшей лентой, посвященной родителям, бывший критик Кристоф Оноре рассказал о любви двух непохожих людей, а Цзя Чжанкэ снял повесть о настоящей героине.

Канны-2018: Холодная война, французские геи и подружка гангстера

«Холодная война»

«Холодная война», режиссер Павел Павликовский / Основной конкурс

1949 год. Виктор, Ирена и бюрократ с говорящей фамилией Кашмарек ездят по Польше и записывают народную музыку. Они буквально ищут таланты: им нужно собрать коллектив, который сможет представлять Польшу на конкурсах песни и пляски. Устроив прослушивание, Виктор просит кандидатов исполнять исключительно народные песни. Когда же перед ним появляется блондинка Зула (потрясающая актриса и певица Йоанна Кулиг), Виктор просит ее спеть что-нибудь другое. Зула исполняет «Сердце» из мюзикла «Веселые ребята». Сердце Виктора окончательно покорено.

Ирена узнает, что у Зулы есть скелет в шкафу: якобы она отсидела срок за убийство отца. «Отец ошибочно принял меня за мать, и я с помощью ножа объяснила ему разницу, — поясняет Зула свою семейную трагедию. — Да ты не переживай, он жив остался». Между молодыми людьми завязываются отношения. Однако их любви предстоят серьезные испытания, начиная с того, что Виктор не хочет оставаться в Польше и стремится на Запад, тогда как Зула совершенно спокойно относится к своей стране.

На протяжении нескольких лет влюбленные будут метаться между Востоком и Западом, фольклором и джазом. Фильм посвящен родителям Павликовского, у которых тоже были непростые отношения. И если знать их биографию, нетрудно догадаться, что Виктора и Зулу не ждет ничего хорошего.

Канны-2018: Холодная война, французские геи и подружка гангстера

«Холодная война»

Как и получивший премию «Оскар» фильм «Ида», «Холодная война» снята с классическим, так называемым академическим соотношением сторон 1:1.33. Все первые документальные фильмы Павликовский тоже снимал в квадрате. Режиссер говорит: «Академический формат приходится к месту, когда нет лишних денег на декорации — в кадр помещается меньше информации».

Изумительной красоты операторская работа Лукаша Зала, снимавшего «Иду» и «Довлатова», обязательно заставит зрителя обратиться к фильму не раз. Каждый кадр можно разглядывать долго, получая огромное эстетическое удовольствие. Пожалуй, Павликовского можно упрекнуть в излишней сухости картины — взрыва эмоций в ней нет. Но, с другой стороны, фильм все же называется «Холодная война», поэтому странно было бы ждать от героев пламенной страсти.

«Прости, ангел», режиссер Кристоф Оноре / Основной конкурс

Кристоф Оноре знаком российскому зрителю по фильму «Все песни только о любви», который участвовал в каннском конкурсе 11 лет назад. Бывший кинокритик журнала Cahiers du cinéma, Оноре уже в пятый раз приезжает в Канны, которые никак ему не покоряются. «Прости, ангел», скорее всего, тоже не поможет: фильм смотрится как спин-офф прошлогодней ЛГБТ-драмы «120 ударов в минуту».

Канны-2018: Холодная война, французские геи и подружка гангстера

«Прости, ангел»

Париж, 1993 год. 35-летний писатель Жак (Пьер Деладоншам) болен СПИДом, но при этом не снижает своей сексуальной активности — он постоянно находит себе очередного бойфренда. О том, что Жак уже некоторое время практически банкрот, знает только его сосед Матье (отвечающий за комедию Дени Подалидес), но писатель никак не хочет перестать жить на широкую ногу. Во время командировки на литературный фестиваль в Ренне Жак заходит в кинотеатр, где идет «Пианино» Джейн Кэмпион. Прямо в зале он знакомится с 22-летним бретонцем Артюром (Венсан Лакост), с которым они сразу же заводят словесную пикировку и активно продолжают общение, пока не оказываются в постели. Такова завязка фильма, ну а дальше Оноре довольно долго и, признаться, муторно рассказывает, почему герои не могут жить вместе в Париже.

Пресса в Каннах единодушно решила, что раньше в роли Артюра обязательно был бы Луи Гаррель, с которым Оноре неоднократно работал. Также по разговорам с журналистами выясняется, что многим опостылел набор штампов, применяемых в гей-драмах: секс с первым встречным, обязательный танец vogue, нежелание заводить серьезные отношения и болезнь в анамнезе. Все это есть и в фильме Оноре, что делает персонажей очень поверхностными, а сам фильм лишает яркости и самобытности, превращая его в очередное киноклише.

«Пепел — самый чистый белый», режиссер Цзя Чжанкэ / Основной конкурс

Чжанкэ — еще один каннский завсегдатай, но, в отличие от Оноре, у него есть приз фестиваля за лучший сценарий. Он получил его в 2013-м за «Прикосновение греха». В «Пепле» режиссер снимает в главной роли свою супругу Чжао Тао, дебютировавшую в кино у него же в драме «Платформа».

Канны-2018: Холодная война, французские геи и подружка гангстера

Чжао Тао в фильме «Пепел — самый чистый белый»

Чао — эффектная и энергичная девушка, которая живет в маленьком шахтерском городишке. Ее бойфренд Бин (Ляо Фань) — местный криминальный авторитет невысокого полета. Со стороны он кажется рассудительным и удивительно спокойным для гангстера. Когда убивают его босса, Бин встает на его место. Вместе с Чао они строят планы на будущее, но они рассыпаются в прах, когда на Бина нападают. Он остается жив только благодаря Чао — та, увидев драку, стреляет в воздух. Но иметь при себе огнестрельное оружие в Китае считается уголовным преступлением, и вот уже девушка в тюрьме, где ей предстоит отсидеть долгие пять лет.

На свободу Чао выходит совсем другим человеком. Она стала рассудительной, степенной, менее наивной и мало чем напоминает прежнюю себя. Однако Бин не встречает ее у ворот тюрьмы, и Чао отправляется на поиски любимого. Не то чтоб она ждет благодарности за отбытое время за решеткой (Бин тоже отсидел, но только год). Скорее, она надеется, что он все еще любит ее и ждет. Но за пять лет многое изменилось. Китайская экономика расцвела, бандиты занялись законными делами, превратившись в важных бизнесменов. И Бин уехал из занюханного городишка в более симпатичное место, где у него новая жизнь и новая женщина.

Чао пытается выживать в новых для себя условиях и возвращается к себе домой. Там, где они когда-то с Бином мечтали о будущем, а она сказала: «Вулканический пепел — самый чистый белый. То, что горит при столь огромных температурах, должно быть чистым». Через несколько лет Бин тоже вернется, а чувства — нет.

Канны-2018: Холодная война, французские геи и подружка гангстера

«Пепел — самый чистый белый»

Цзя Чжанкэ рассказывает, что, монтируя «Неизведанные радости» и «Натюрморт», упрощал сюжетные линии, удаляя любовные сцены. «Там же снималась Чжао Тао, и когда я посмотрел на удаленные эпизоды, то две ее героини как бы смешались у меня в голове».

В первом фильме героиня тоже живет в маленьком городишке, а во втором ищет своего мужа. В итоге действие «Пепла» растянулось на два десятилетия, но режиссер признается, что всегда хотел снять такого рода фильм: «Потому что время заключает в себе тайны жизни, истории и опыт». В итоге у него получилась история любви на фоне развития современного Китая.

Герои «Пепла» не гангстеры в прямом смысле слова. После победы коммунистов в 1949 году подпольное криминальное сообщество Китая постепенно исчезло. Оно возродилось в конце 1970-х, унаследовав кровавое наследие «культурной революции». Новые бандиты сформировали свои моральные ценности и поведенческие паттерны по гонконгским гангстерским фильмам 1980-х. Они разработали собственный путь по улаживанию отношений, поддерживая друг друга и помогая. Бин и Чао считают себя цзянху (в буквальном переводе «озера и реки», но возможен вариант перевода «другие люди»). Они выживают в новом мире, соблюдая старые законы, цепляясь за ритуалы и традиции.

Канны-2018: Холодная война, французские геи и подружка гангстера

«Пепел — самый чистый белый»

В фильме много кадров, снятых режиссером в округе Датун в 2001 году. «Недавно я вернулся к этим записям и удивился, насколько чужеродными они мне кажутся. Мне всегда казалось, что изменения в Китае шли постепенно, не за ночь. Но, глядя на старые записи, я поразился, насколько быстро и внезапно все изменилось».

Вместе с индустриальным ландшафтом Китая меняется и героиня Чжао Тао. Бин полностью убивает в ней эмоции, а поведение женщины обусловлено моралью цзянху. Она ведет себя так, как считает правильным, как гласят установки цзянху. Жертвует ли она собой? Вряд ли. Просто, как и вулканический пепел, героиня фильма горит горячо и ярко, но затем остывает, становясь совершенно холодной. И если Чжао Тао получит приз за лучшую женскую роль, то это будет отличным решением жюри — актриса этого достойна.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here