Фильм, открывший Каннский фестиваль, оправдал свое название, заставив прессу изнывать в ожидании развязки.

Канны-2018: «Все знают»: Пенелопа Крус и Хавьер Бардем в предсказуемой семейной драме

«Все знают»

Где-то в первой половине фильма «Все знают» затерялась испанская версия комедии «Горько!»: играют свадьбу, пьют, танцуют, умиляются трогательным детишкам, разве что не устраивают драку. Ради свадьбы своей средней сестры Лаура (Пенелопа Крус) приезжает в родной городок из Аргентины, где она уже 16 лет живет с мужем Алехандро (приглашенная звезда из Буэнос-Айреса Рикардо Дарин). У Лауры есть дочь-подросток Ирене и маленький сын. Пока гуляет , притомившуюся Ирене похищают прямо из спальни. Пока мать безутешно рыдает, ситуацию решает ее бывший возлюбленный Пако (Хавьер Бардем).

Похитители просят 300 000 евро, которых нет ни у кого из бесчисленных родственников Лауры. Но у Пако есть участок земли, когда-то купленный у Лауры, где на ранее непригодной почве теперь растет виноград. Если его продать, можно выручить необходимую сумму. Но есть ли у Пако смысл поддерживать Лауру? Ответ на этот вопрос можно получить, даже не глядя фильм.

Иранский режиссер Асгар Фархади снял фильм в Испании и на испанском языке. Он уже экспериментировал с  для себя речью, сняв на французском драму «Секреты прошлого». Картина пять лет назад принимала участие в каннском конкурсе, исполнительница главной роли Беренис Бежо стала лучшей актрисой. Критики приняли ленту прохладно, отмечая, что иранскому постановщику не удалось понять особенности отношений на Западе и что история лучше смотрелась бы в реалиях Ирана. «Коммивояжер» лишний раз показал, что на родине Фархади снимает гораздо тоньше и лучше разбирает отношения.

«Все знают» кажется серией из мыльной оперы, нежели новой картиной режиссера «Развода Надера и Симин». Пенелопа Крус в роли безутешной матери отчаянно переигрывает, тогда как Хавьер Бардем, играя приземленного Пако, носит на лице печать вселенской скорби и, кажется, чувствует себя не в своей тарелке. Предсказуемость происходящего достигает невиданных высот. В частности, в одной из ключевых и очень драматичных сцен зал просто взорвался от смеха, настолько это было ожидаемо.

В своих фильмах Асгар Фархади рассматривает, как поступки людей в прошлом отражаются в их настоящем. Поведение его персонажей зачастую выглядит иррациональным, но в случае со «Все знают» герои порой похожи на набор штампов: сильный и немногословный герой, эффектная и взрывная героиня, суровая и молчаливая старшая сестра. В попытках придать глубины персонажам Фархади выдает им диалоги о прошлом, но известно, что в кино гораздо лучше действует принцип «показывай, а не рассказывай» («show, don’t tell»).

При этом Фархади мастерски нагнетает обстановку, превращая свадебную церемонию в полную тревоги и саспенса сцену. К сожалению, триллер-составляющая картины упорно не работает, проваливаясь под мощным слоем мелодрамы. Кто из известных нам героев похитил девушку? Без разницы. Мы совершенно не прониклись этими персонажами да и саму Ирене тоже не очень-то узнали.

Пожалуй, самым сложным элементом съемок была необходимость объяснять трудоголику Фархади, как важно иногда отдыхать. «Коммивояжера» режиссер снял за 60 дней, не отвлекаясь на перерывы. Хавьер Бардем говорит: «Он постоянно спрашивал нас: зачем прерываться? Мы отвечали, что понимаем его рвение, но тут, в Испании, надо уметь вовремя останавливаться. Нам нужна сиеста, нужен бокал вина! К концу съемок он это осознал».

В одной сцене Лаура задыхается в машине, и Крус настолько вошла в роль, что у нее действительно началась гипервентиляция. Вызвали скорую. А затем Фархади попросил актрису сделать еще один дубль. «Он знает, когда актер фальшивит, — говорит Крус. — Бывало, мы снимали очень эмоциональную сцену, и тут он появлялся в кадре с переводчиком и говорил, что мои глаза меня выдают. И просил не играть, а жить».

За трехнедельный подготовительный период перед съемками Фархади дополнительно раздавал актерам сцены, которых не было в сценарии, чтобы артисты прониклись миром фильма и знали, как их персонажи реагируют на те или иные вещи. Довольно интересный прием, но, увы, несработавший. «Все знают» только со стороны кажется вдумчивой и глубокой лентой, но на поверку превращается в эпизод неудачного сериала.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here